Разработка схем полетов по приборам (PANS-OPS)
В соответствии с пунктом 11 Правил обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 420, разработку схем полетов по приборам (вылета, прилета и захода на посадку), а также подготовку карт для визуальных полетов и аэронавигационных карт осуществляет служба аэронавигационной информации поставщика аэронавигационного обслуживания, являющегося государственным предприятием, подведомственным уполномоченному органу в сфере гражданской авиации.
Так как разработка схем полетов по приборам являются частью процесса обеспечения аэронавигационной информации, в соответствии со статьей 10-2 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», такая деятельность подлежит контролю и надзору по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности со стороны уполномоченной организации в сфере гражданской авиации.
Департамент аэронавигации осуществляет контроль и надзор за процессом разработки схем полетов по приборам, в соответствии с ежегодным планом инспекционных проверок (аудитов) за сертифицированными поставщиками аэронавигационного обслуживания и инструктивными материалами.
Разработка схем полетов по приборам в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с документом ИКАО Doc 8168 OPS/611 том II «Производство полетов ВС. Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам».
С актуальными схемами полетов по приборам, а также картами визуального захода на посадку можно ознакомиться по ссылке.
Настоящая Программа облёта (лётных проверок) схем полетов по приборам (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Правил производства полетов в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденных Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 июля 2017 года № 509.
Программа определяет основные принципы проведения летной валидации схем полетов по приборам, выполняемой в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах Международной организации гражданской авиации ИКАО:
- «Производство полетов воздушных судов» (Doc 8168 OPS/611 (PANS-OPS);
- «Руководство по обеспечению качества при разработке схем полетов (Doc 9906) Том 5 Валидация схем полетов по приборам».
Облет схем заходов на посадку по приборам, согласно Программы, проводится в следующих случаях:
- в случае разработке новой схемы захода на просадку по приборам, которая ранее не применялась на соответствующем аэродроме (NDB, VOR/DME, ILS/DME, LOC, инструментальные процедуры, основанные на PBN);
- в случае, если при разработке схемы захода на просадку по приборам применялись критерии, отличные критериев, содержащихся в ICAO Doc 8168 «Правила аэронавигационного обслуживания - Производство полетов воздушных судов.» «Том II. Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам», например, увеличенные градиенты, скорости или углы кренов, и ее пригодность невозможно определить на этапе независимой оценки;
- в случае, если при изменении местоположения радионавигационного средства, на котором основана схема, курс конечного этапа захода на посадку был пересмотрен более чем на 5°, что в соответствии с положениями Doc 8168 Tom II PANS-OPS, требует увеличения нижнего предела OCA/H.
Целью облета является проведение качественной оценки проекта схемы полетов, в том числе данных о препятствиях, рельефе местности и навигационных данных, а также получении заключения о пригодности схемы для производства полетов.
Облет является заключительным этапом обеспечения качества процесса разработки схем полетов по приборам и играет важную роль для выпуска проектной документации схемы в качестве части комплексного пакета аэронавигационной информации.