30/04/2020
По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева с 1 мая открывается авиасообщение между столицей и Алматы. Как отметил Глава государства, это необходимо как для граждан, так и для работы многих специалистов, в том числе задействованных в борьбе с вирусом.
Полеты будут осуществляться на ежедневной основе – по 4 рейса в день – авиакомпаниями Air Astana, SCAT, FlyArystan. Продажа билетов уже открыта.
Кроме того, Государственной комиссией по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте РК принято решение о возобновлении с 4 мая авиарейсов из Нур-Султана и Алматы в Кызылорду, Петропавловск, Усть-Каменогорск и Семей. Рейсы будут осуществляться с усиленными нормами санитарных требований.
Разработан регламент взаимодействия авиационных и санитарно-эпидемиологических служб. В частности, пассажирам необходимо иметь справки о прохождении теста на COVID-19 с отрицательным результатом (срок действия справки – 7 дней со дня выдачи), а также средства индивидуальной защиты (маски, перчатки). Важно отметить, что тесты на коронавирусную инфекцию делаются на платной основе за счет собственных средств граждан.
Санитарные требования также включают проведение термометрии, социальное дистанцирование, усиленную дезинфекцию аэропортов и воздушных судов.
О том, как авиаотрасль подготовилась к началу полетов, рассказал генеральный директор АО «Авиационная администрация Казахстана» Питер Гриффитс.
– Глава государства для восстановления пассажирских авиаперевозок поручил продумать меры предосторожности, разработать регламент взаимодействия авиационных и санитарно-эпидемиологических служб. Насколько Вам удалось выполнить поручение Президента?
– Авиация Казахстана готова к началу полетов, все необходимые меры безопасности, в том числе санитарные, предусмотрены. Мы можем восстановить авиасообщение уже сегодня, потому что приступили к подготовке еще 2 недели назад. Провели ряд онлайн-семинаров, основным предметом обсуждения стали действия по безопасному и эффективному перезапуску авиационной отрасли. В них участвовали представители отечественных и зарубежных авиакомпаний, аэропортов, авиационных учебных центров.
Полеты сначала возобновятся между Алматы и Нур-Султаном. Затем по мере получения дополнительных инструкций от Правительства планируем восстанавливать пассажирское авиасообщение с Шымкентом, Атырау и Усть-Каменогорском.
Первыми возобновят работу Air Astana, SCAT, Qazaq Air, позднее – FlyArystan. Рост воздушного сообщения будет проходить достаточно медленно для всех авиалиний.
Кроме того, мы вновь запускаем работу call-центра. Операторы смогут с 7 утра до 11 вечера отвечать на вопросы представителей авиалиний и пассажиров.
– Мистер Гриффитс, в целях предотвращения распространения коронавируса между странами число полетов было сокращено до минимума. Регулярное воздушное сообщение на территории Казахстана закрылось совсем. Как отразились на отрасли карантинные меры?
– Мировая авиационная индустрия – одна из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса сфер. По прогнозам ИКАО, в I полугодии 2020 года количество кресел, предлагаемых авиакомпаниями, сократится на 56%. На 593 миллиона уменьшится количество перевезенных пассажиров. При этом операционные потери авиакомпаний составят 132 миллиарда долларов.
К примеру, если в Казахстане до 22 марта 2020 года на 45 внутренних маршрутах выполнялось 540 рейсов в неделю (77 рейсов в день), то со 2 апреля были приостановлены все внутренние регулярные рейсы. Поэтому заявление Президента об открытии авиасообщения я считаю отличной новостью. Авиационная отрасль – одна из ключевых в экономике, она является драйвером многих процессов и, самое главное, поддерживает нормальное функционирование государства и комфорт его граждан.
Сейчас нужно максимально поддержать саму отрасль и защитить ее от дополнительных затрат, которые могут повлечь трудности эксплуатации в зимний период и в последующие годы. Если начнем восстановление сейчас, то нам потребуется 3 года для восполнения материальных потерь.
Однако наиважнейшим для нас делом сейчас является и поддержание безопасности.
– Расскажите, каким образом осуществляются контроль и надзор за обеспечением безопасности полетов в республике во время режима ЧП?
– Сотрудники Авиационной администрации Казахстана (далее – ААК) продолжали трудиться в период ЧП и карантина. Режим и качество работы не изменились. Мы продолжаем инспекционные проверки. Так, во время карантина приостановили действие двух сертификатов летной годности из-за несоответствия стандартам безопасности, и эти воздушные судна сейчас не летают.
– Изменились ли санитарные требования к самолетам и аэропортам в связи с пандемией?
– Санитарные требования, конечно, усилились. К примеру, уборка в самолетах и аэропортах теперь проводится чаще.
До пандемии в Европе генеральная уборка борта проводилась раз в 4–6 недель, сейчас – гораздо чаще. Смена чехлов на сидениях, тщательная чистка с применением дезинфицирующих средств, замена воздушных фильтров самолета занимают несколько часов.
Как только авиарейсы возобновятся, генеральная уборка на борту станет обязательной каждый день. Авиакомпании должны будут обеспечивать обработку санузлов после каждого пассажира.
Все-таки нам придется ограничить обслуживание клиентов на борту. Оно не прекратится, но сведется к минимуму. Все отходы будут тут же утилизироваться.
В самолете пассажирам рекомендуем носить маски. Перчатки не обязательны. Важно продолжать пить воду во время полета.
Скажу несколько слов и о соблюдении физической дистанции в аэропортах. В пассажирском терминале предусмотрены
наклейки на креслах для пассажиров. Нанесены ограничительные напольные полосы. Количество граждан в терминале теперь будет ограничиваться. Возможно продление слотов (времени, выделенного в аэропорту рейсу) для исключения скопления пассажиров в часы пик.
Регистрация на внутренние рейсы будет начинаться за 2 часа, на международные – за 3,5 часа до времени отправления. Окончание регистрации – за 50 минут.
Во всех аэропортах Казахстана усилен дезинфекционный режим, увеличена частота уборки и дезинфекции залов ожидания, туалетных комнат, ручек, кнопок, поручней.
Персонал воздушных гаваней обеспечен средствами индивидуальной защиты.
– Можно ли считать самолеты объектом распространения коронавируса?
– Только при условии, что человек, который находится на борту, заражен. По этому вопросу состоялось несколько дискуссий с коллегами из ИКАО и Всемирного фонда безопасности полетов, и доказательств того, что заражение произошло на воздушном судне во время полетов, нет. Я лично изучал данную проблему.
Даже в период санитарной эвакуации, когда перевозили
180–190 пассажиров на борту воздушного судна, рассчитанного на 200 посадочных мест, фактов инфицирования установлено не было. К примеру, сотрудники авиационной администрации летали на самолетах, на которых ранее находились зараженные коронавирусом пассажиры, и не заболели после этого.
Это объясняется тем, что воздухообмен в салоне самолета осуществляется намного быстрее, чем в здании. Воздушное судно – своеобразная алюминиевая труба, которая находится под давлением. Воздух поступает в нее из атмосферы и подается в верхний отсек салона. Свежий циркулирует внутри, а весь отработанный, который больше не нужен, опускается в нижнюю часть, через вентиляционные отверстия в полу попадает в хвост лайнера и оттуда – наружу.
Такая циркуляция воздуха жизненно необходима, особенно когда на борту находятся 190 пассажиров. Во время экспериментов можно увидеть, как активно происходит воздухообмен. Учитывая все эти данные, мы можем возобновить воздушное сообщение.
– В Казахстане зарегистрировано несколько случаев заражения COVID-19 среди авиаперсонала. Как будет обеспечиваться безопасность сотрудников после возобновления полетов?
– Мы проанализировали факты заражения авиаперсонала в Казахстане и не нашли подтверждения тому, что инфицирование произошло на воздушном судне. Источником являлись люди, которые находились на земле, инфекция передавалась через социальное общение, семьи, друзей, при посещении общественных мест.
Тем не менее мы настаиваем, чтобы сотрудники авиалиний проходили тщательную медицинскую проверку. Компании обязаны обеспечить их необходимыми средствами защиты: масками, перчатками, фартуками, а также следить за их заменой.
Во время карантина требования к допуску усилились. Сотрудники с повышенной температурой отстраняются от работы. Несколько таких случаев уже было с бортпроводниками, но с пилотами – нет. Эти меры будут действовать на протяжении долгого времени, в том числе и после того, как пройдет пандемия.
– Будет ли обеспечиваться физическая дистанция в самолете?
– Если соблюдать физическую дистанцию на борту, то банкротство авиалиний произойдет намного быстрее, чем в ситуации, когда рейсы вообще не будут выполняться. Компаниям выгодно летать только при полной загруженности.
Если соблюдаются все меры по дезинфекции воздушного судна, экипаж обследуется перед допуском к полету, проверяются работоспособность и чистота системы воздухообмена, то из опыта санитарной эвакуации во время пандемии, в которой активно участвовали Air Astana и SCAT, мы не видим причин соблюдать физическую дистанцию на воздушном судне.
Мы не рекомендуем соблюдать физическую дистанцию при посадке, так как в это время риски заражения аналогичны заражению на борту. Зато настоятельно советуем ее соблюдать в терминале для пассажиров, при регистрации и выдаче багажа, причем люди должны пользоваться масками. Данные рекомендации основаны на результатах соответствующих исследований, и их поддерживают наши коллеги из международных организаций.
– Пилоты гражданской авиации должны летать, чтобы не потерять квалификацию. Какие меры принимаются авиационной администрацией, чтобы летчики не утратили навыки?
– Пока карантин еще не был достаточно долгим. Но чем дольше он продолжается, тем сложнее летчикам восстановиться. Если, к примеру, пилоты не смогут летать больше 90 дней, они рискуют потерять необходимые квалификации.
Хочу напомнить, что полеты полностью не прекращались. Основная пауза пришлась на пассажиропоток. Air Astana и SCAT продолжали выполнять грузовые рейсы, причем не только на территории Казахстана, но и международные. В среднем совершается около 250 полетов в день на территории воздушного пространства Казахстана. Сейчас «Боинг-757» используется как грузовой – для транспортировки медицинского снабжения, без пассажиров на борту. Безопасность полетов, безусловно, обеспечивается.
Что касается других авиакомпаний, то мы предложили методы смягчения сертификации пилотов на данный период. Не стоит забывать, что есть еще требования к сертификации инженеров и диспетчеров. Мы постоянно работаем над этим.
– Компания Bek Air после авиакатастрофы лайнера в декабре находилась под пристальным надзором ААК, транспортной прокуратуры и МВД. Было принято решение отозвать их сертификат эксплуатанта. Сможет ли Bek Air когда-нибудь летать снова?
– Да, однако им придется пройти весь процесс сертификации заново. Деятельность этой компании вызывала много вопросов, она не соответствовала международным стандартам. Мы не ожидаем, что Bek Air возобновит работу в ближайшее время. Но если они захотят сертифицироваться, мы рассмотрим заявление.
Насколько нам известно, эта компания на данный момент не работает. И больше всего пострадали ее сотрудники, которые не только потеряли источник дохода, но и возможность служить обществу, выполняя гражданские полеты.
У них нет сейчас возможности трудоустроиться, поскольку из-за приостановления воздушного сообщения в мире возникли трудности на отраслевом рынке труда. Я сам однажды оказался безработным, поэтому понимаю, как сложно пережить такой период, как важно поскорее выйти на работу.
Во время карантина часть пилотов и бортпроводников авиакомпаний были отправлены в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Сейчас для нас это большая проблема. Все сотрудники должны иметь возможность вернуться к своей работе. А ситуация в Bek Air только усугубляет существующую проблему. Но я уверен, если мы восстановим авиационную отрасль, то появятся и новые места для трудоустройства.
– Мистер Гриффитс, какие еще меры принимает авиационная администрация для восстановления гражданской авиации Казахстана?
– Для этого до 30 ноября 2020 года продлеваются сроки действия нескольких сертификатов и свидетельств. Например, свидетельств авиационного персонала, квалификационных и специальных отметок, сроки которых истекают в период действия ЧП; свидетельств на право выполнения авиационных работ; сертификатов эксплуатанта гражданских воздушных судов и свидетельств на право выполнения авиационных работ. Исключение составляют сертификаты летной годности, которые выдаются на срок до 120 дней.
Новые временные процедуры разработаны с учетом поддержания уровня безопасности полетов, что позволяет контролировать соблюдение авиакомпаниями действующих требований законодательства Казахстана. Данная практика рекомендована ИКАО и применяется во всем мире.