11/01/2023
В настоящее время в республике действуют 25 аэродромов, имеющих сертификат годности аэродрома.
Порядок сертификации и выдачи сертификатов годности аэродромов гражданской авиации РК регламентирован и установлен Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 24.02.2015г. No 187 «Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома)», согласно которым сертификационное обследование проводится по типовой программе сертификационного обследования в пределах аэродрома.
Справочно:
Сертификационное обследование - осуществляемая уполномоченной организацией проверка аэродрома, его структурных подразделений, оборудования, эксплуатационных процедур, технологических процессов по содержанию и эксплуатации аэродрома, документации организационной структуры, а также компетентности специалистов заявителя на соответствие сертификационным требованиям;
Сертификат годности аэродрома - документ, выданный уполномоченной организацией либо уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие аэродрома и его служб всем нормам к их эксплуатации.
Следует отметить, что наличие объектов на приаэродромной территории, появившихся вследствие незаконной выдачи земельных участков местными исполнительными органами не является предметом сертификационного обследования и препятствием для выдачи сертификата годности.
Вместе с тем, наличие проблем, связанных с незаконным выделением местными исполнительными органами земель рядом с аэропортами, продолжают создавать угрозу безопасности полетов и подвергают риску жизнь и здоровье людей.
В феврале 2020 года Генеральной прокуратурой проведены проверки в деятельности местных исполнительных органов по вопросам соблюдения законности при предоставлении земель вблизи объектов транспортной инфраструктуры за 2017-2019 годы и истекший период 2020 года, по итогам которого в границах санитарно- защитной зоны аэропортов местными исполнительными органами предоставлено порядка 1,2 тыс. участков (для строительства жилых, коммерческих и других объектов), на которых возведено свыше 900 строений, а в пределах приаэродромной территории без согласования комиссий аэропортов возведено свыше 100 тыс. различных объектов (жилых, коммерческих, промышленных и т.д.).
Наиболее неблагоприятная ситуация с незаконной застройкой наблюдается в городах Алматы, Шымкент, Атырау, Актобе.
Согласно Закону РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», принятие решений о застройке территории, по выбору, предоставлению, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и изъятию для государственных нужд земельных участков на подведомственной территории для застройки или иного градостроительного освоения относится к компетенции акиматов городов республиканского значения, столицы и городов областного значения в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В этой связи, МИИР неоднократно на протяжении последних лет в адрес местных исполнительных органов, направлялись уведомления по необходимости соблюдения требований законодательства при выдаче земельных участков на приаэродромной территории и необходимости принятия соответствующих мер по ранее возведенным незаконным строениям.
Кроме того, со стороны Авиационной администрацией Казахстана и эксплуатантов аэропортов также были направлены соответствующие письма местным исполнительным органам с указанием таких объектов.
Для устранения препятствий и переноса периметрового ограждения в целях приведения в соответствие геометрических размеров летной полосы аэропорта Алматы необходимо изъятие 190 земельных участков в Алматинской области и 40 земельных участков в г. Алматы, о чем в июне 2022 года Министром индустрии и инфраструктурного развития РК было направлено письмо в адрес руководителей регионов.
За неисполнение инспекторских предписаний, связанных с объектами на приаэродромной территории аэропортов в отношении заместителя руководителя управления энергетики и коммунального хозяйства акимата г. Шымкент и заместителя акима Талгарского района были приняты меры административного характера (адм. штраф).
В настоящее время, в соответствии с Поручением Правительства РК согласно приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК действует рабочая группа по комплексному решению проблем приаэродромных земель, куда входят вице-министр, председатели комитетов, директора департаментов заинтересованных государственных органов и заместители акимов всех областей, городов Астана, Алматы и Шымкент.
В рамках рабочей группы разработан алгоритм по взаимодействию уполномоченных органов с МИО, подготовлен дополнительный пакет предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные и иные правовые акты, которые предстоит обсудить с членами рабочей группы.
Вместе с тем, 29 декабря 2022 года Главой Государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта и недропользования».
Законом в целях установления четких требований по использованию приаэродромных территорий предусматривается ряд поправок, в частности, по единообразию применяемой терминологии, порядку предоставления прав на земельные участки, расположенные на приаэродромной территории, наделению компетенцией Авиационной администрации Казахстана по выдаче разрешения на деятельность, представляющей угрозу безопасности полетов.
Кроме того, в Земельный кодекс РК и Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» внесены требования о необходимости предоставления земельных участков, расположенных на приаэродромной территории, а также приобретения прав на земельные участки с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.