26/08/2022
Из-за сезонных планово-предупредительных работ на отечественных нефтеперерабатывающих заводов и ограниченным производством авиационного топлива отрасль гражданской авиации ежегодно сталкивается с дефицитом авиакеросина.
Особенно сложная ситуация с обеспечением авиатоплива наблюдалась в конце прошлого года, когда заправка шла практически «с колес». Из-за высокого спроса на внутреннем рынке Российской Федерации импорт авиатоплива был затруднен.
Для поиска путей решения в конце 2021 года МИИР и МЭ РК проведено специальное совещание с участием крупных поставщиков авиатоплива, руководителей аэропортов, авиакомпаний, нацкомпаний КМГ и КТЖ, где была достигнута договоренность о поставках керосина по приоритетности. Так, в первую очередь авиатопливо должно поставляться отечественным авиакомпаниям, выполняющим пассажирские перевозки, и только потом иностранным авиакомпаниям и грузовым перевозкам.
Такая схема распределения авиатоплива не подлежит обязательному исполнению со стороны ресурсодержателей нефтепродуктов, но имеет рекомендательный характер и направлена на недопущение перебоев внутренних и международных пассажирских перевозок.
Компания Тарлан Аэро согласно заключенному договору с аэропортом г. Нур-Султана обеспечивает в столичном аэропорту авиатопливом иностранные авиакомпании, в связи с чем она также учитывается в рекомендуемом распределении авиатоплива исходя из объемов потребления и объемов производства на НПЗ.
За 2021 г. и 7 мес. 2022 года Тарлан Аэро заправила авиакомпании WizzAir, FlyDubai, Turkish Airlines, Lufthansa, LOT, Аэрофлот, Узбекские авиалинии, Белавиа, Азимут, RedWings, Corendon Airlines, Rossiya, а также иностранные авиакомпании, выполняющие рейсы бизнес авиации.
Вместе с тем, за 7 месяцев т.г. Тарлан Аэро реализовала иностранным авиакомпаниям 14 тыс. тонн авиатоплива, рекомендовано к распределению для заправки иностранных авиакомпаний - 10,4 тыс. тонн.
Недостающий объем авиатоплива компанией Тарлан Аэро импортируется, которым она заправляет рейсы бизнес авиации.
Отметим, что объем потребления авиатоплива в 2021 году составил 670 тыс. тонн, объем производства – 580 тыс. тонн. За 7 месяцев 2022 года фактическое потребление авиатоплива уже составило 455 тыс. тонн при производстве 399 тыс. тонн. Прогноз потребления за весь текущий год – 1 млн тонн. При том, что производство авиатоплива ожидается на уровне 700 тыс. тонн.
В настоящее время МИИР и МЭ РК в целях исключения посреднических услуг и обеспечения бесперебойных поставок авиатоплива готовятся дополнительные меры. В том числе:
- переход на 100%-ю реализацию авиатоплива через товарные биржи, (позволит обеспечить прозрачность процесса приобретения авиатоплива напрямую у ресурсодержателей исключительно для субъектов гражданской авиации);
- консолидированный закуп импортного авиатоплива «КазМунайГаз-Аэро» (позволит обеспечить гарантированный объем и снизить стоимость авиатоплива за счет приобретения значительного объема импортного авиатоплива).
В целом же, для исключения дефицита авиатоплива на внутреннем рынке и зависимости от импорта по-прежнему необходимо увеличение ежегодного объема производства авиатоплива отечественными НПЗ. Это особенно актуально, учитывая рост основных показателей сферы авиаперевозок в результате постепенного восстановления полетов после локдауна 2020 года, а также увеличение количества технических посадок транзитных самолетов.