26/12/2020
2020 год был особенно напряженным для новой организации. Начало года осложнилось событием 27 декабря, когда произошло крушение воздушного судна Fokker-100 UP–F1007 авиакомпании «Бек Эйр», в результате которого погибли 12 человек. В этот период в Авиационной администрации активно шел процесс перехода на новую британскую модель, и это трагическое событие ускорило трансформацию. При расследовании данного события активную поддержку оказали Управление гражданской авиации Великобритании, Европейская комиссия и Европейское агентство по безопасности полетов, которые продолжают оказывать содействие в развитии Авиационной администрации.
Комитет гражданской авиации МИИР РК и АО «Авиационная администрация Казахстана» (ААК) после крушения воздушного судна в соответствии с поручением Главы государства К.К. Токаева провели внеплановый аудит деятельности всех авиакомпаний Казахстана. Работы по проверке лицензий, выданных на воздушные суда, были начаты со списка самолетов, которые представляют повышенный риск, как пассажирские, так и грузовые. Проведен аудит технического состояния и лётной годности, контроль качества по документации всех процессов. В дальнейшем основной фокус будет направлен наличию работающей системы управления безопасности в авиакомпаниях, также в аэропортах и организациях аэронавигации.
На сегодняшний день Авиационная администрация Казахстана провела 331 инспецию, выявлены порядка 2400 нарушений, многие из которых являются мелкими нарушениями. Субьектами авиаотрасли были устранены данные нарушения в установленные сроки. Необходимо отметить, что выявление большого количества нарушений напрямую связано с количеством вовлечённых авиационных инспекторов, и повышением их квалификации, по результатам обучения, проводимого ИКАО, Британским регулятороми Европейским агентством по безопасности полетов.
Многие из этих нарушений не являются серьезными, но являются мерами защиты второго и третьего уровня, и их устранение так же важно для обеспечение безопасности полетов. На сегодняшний день штатная численность Авиационной администрациисоставляет 142 работника из них 79 инспекторский состав.
В связи с неисполнением предписаний об устранении грубых нарушений, влияющих на безопасность полётов, приостановлена деятельность 6-ти операторов: ТОО «Jet Airlines», ТОО «Jenis Air», ТОО «Azee Air, «Phoenix», «Qazaq Helicopters», «MS AIR KZ». Отозваны сертификаты 2-х операторов: «Бек Эйр», ТОО «Sigma Airlines», а также по результатам технической проверки приземлено одно воздушное судно, которое не соответствует требованиям безопасности полетов.
После крушения Fokker-100 работниками «Авиационной администрации Казахстана» при поддержке инспекторов Британского регулятора был проведен аудит «Бек Эйр» на соответствие нормативным требованиям авиакомпании. В ходе проверки был выявлен ряд серьезных нарушений безопасности полетов, о которых ранее сообщалось в СМИ. Наряду с этим было проведено внутреннее расследование в отношении двух инспекторов Авиационной администрации Казахстана, ранее инспектировавших авиакомпанию «Бек Эйр». Эти инспектора были уволены, так как их действия были признаны ненадлежащими. Авиакомпания «Бек Эйр» незаконно обслуживала рейсы в африканских странах, а также в Афганистане, не имея на то сертификата на выполнение международных полетов. Ранее эти нарушения не были установлены. Расследование с участием «Авиационной администрации Казахстана» длилось пять месяцев, затем передано следователям Министерства внутренних дел РК, которые продолжают вести расследование по данному делу.
Кроме этого, 3 авиакомпании, нарушивших эмбарго Совета Безопасности ООН, используя воздушные суда с казахстанской регистрацией, работали по той же схеме (ТОО «Azee Air», ТОО «Sigma Airlines», ТОО «Jenis Air»). Собственниками воздушных судов эксплуатантов являются зарубежные компании. Воздушные суда указанных эксплуатантов эксплуатировались в регионе Ближнего востока в интересах зарубежных заказчиков. Расследование длилось несколько месяцев, в ходе которого было установлено, что ТОО «Sigma Airlines», также выполняла незаконные полеты в Чили. В расследовании участвовал ряд правительственных учреждений, сотрудники ООН и следственные группы третьих стран.
В ходе расследования был выявлен ряд проблемных моментов. Один из которых, это несовершенство действующего законодательства, а также необходимость дополнительной подготовки отечественных инспекторов. Со стороны Британского регулятора был осуществлен полный аудит, в ходе которого был установлен необходимый объем обучения и в настоящее время сотрудники «Авиационной администрации Казахстана» проходят обучение в соответствии с установленным учебным планом.
Следующий момент это документы на бумажном носителе, которые могут быть легко подделаны и невозможность их проверки на подлинность. В результате был начат процесс цифровизации всех записей, который займет около 3 лет. Создана программа развития информационных технологий для внедрения новых методов авиационного надзора с привлечением международных экспертов в разработку инструментов, необходимых Казахстану для обеспечения гарантий соблюдения требований.
В учебных планах отсутствовал информационный материал, который гарантировал бы соответствующую подготовку экипажа и инженерно-технического персонала, давал бы понимание рисков, за управление которыми они отвечают. В частности, необходимо было пересмотреть вопрос разделения ответственности за действия между экипажем воздушного судна и наземного обслуживающего персонала, которые отвечают за обеспечение безопасности полетов. В результате чего система управления безопасностью полетов стала улучшаться. Все три основные авиакомпании вступили в активное взаимодействие по улучшению системы управления безопасностью полетов и ведут позитивный регулярный диалог с регулятором по ключевым вопросам безопасности полетов. Обучение безопасности рассматривается наряду с разработкой систем отчетности по безопасности полетов для улучшения взаимодействия.
Авиакатастрофа помогла понять проблемы в управлении авиационной отраслью в Казахстане, и выводы по результатам авиа крушения встроены в авиационную стратегию, утвержденную правлением и Руководством «Авиационной администрацией Казахстана», Комитетом гражданской авиации, на исполнение которой уйдет три года, чтобы создать полностью функционирующего авиационного регулятора.
В рамках исполнения этой стратегии, мы пересмотрели авиационное законодательство Казахстана в соответствии с требованиями ИКАО. «Авиационная администрация Казахстана»подготовила пакет поправок в законодательство вцелях обеспечения постоянного контроля в отношении эксплуатантов выполняющих полеты запределами воздушного пространства РК с постоянным базированием на аэродромах иностранного государства, наряду с этим, составлена комплексная программа по введению в действие дополнительных положений для управления рисками, таких как законодательство о беспилотных летательных аппаратах, схемы платежей, контроль и владение, культура полетов, отчетность о происшествиях и расследование авиационных происшествий.
В случае одобрения поправок, эксплуатанты гражданских воздушных судов, выполняющие нерегулярные полеты вне пределов Казахстана, должны будут располагать свой головной офис теперь только на территории Казахстана и операционно-финансовые решения, влияющие на направление, контроль и координацию деятельности и операций организации должны будут быть доступны для проверки компетентными государственными органами. Кроме того, будут введены обязательные требования по наличию оборудования, обеспечивающего передачу данных о состоянии и местоположении воздушного судна предназначенного для перевозки грузов посредством наземных и спутниковых каналов связи.
Также ужесточаются требования законодательства по контролю за безопасностью полётов. Ведется разработка Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам транспорта».
Разрабатывается и будет запущена в 2021 году концепция «справедливая культура» (JustCulture), которая поможет создать среду, в которой авиационный персонал, не боясь наказания, может свободно сообщать о своих ошибках и помогать работодателю и уполномоченной организации устранять их причины. Это также укрепляется в рамках создания групп взаимодействий, первыми тремя из которых являются авиакомпании, аэропорты, разработчики и операторы беспилотных летательных аппаратов. В следующем году будет проводиться работа по расширению связи с сообществом гражданской авиации, а также частной и спортивной авиацией.
Суть 68 шага заключается в оказании поддержки отрасли путем обеспечения безопасности, содействия её восстановлению и росту. Он позволяет держать фокус на создании устойчивости в отрасли, с целью уменьшения дестабилизаций по причине внешних воздействий других государственных субъектов. Этому также способствует расширение международных связей за счет улучшения взаимодействия с ИКАО, Европейским агентством по авиационной безопасности и другими государственными субъектами, а также внутри страны с другими управлениями и министерствами.
В процедуру выдачи земельных участков вносятся изменения, которые ограничат использование земель и строительство объектов на приаэродромной территории, представляющих угрозу безопасности полетов.
Обеспечение безопасности полётов является первоочередной задачей Комитета гражданской авиации и Авиационной администрации Казахстана, для которых приоритетным направлением развития на ближайшие годы остается последовательное повышение уровня безопасности полетов.