Войти

Главная >
Искусственный интеллект и транспорт будущего. Гражданская авиация

08/10/2024

В Астане состоялся Форсайт-форум «Горизонт – 2035: Искусственный интеллект и транспорт будущего». В мероприятии приняли участие ведущие эксперты Министерства транспорта Республики Казахстан, национальных компаний, представители транспортных, научных организаций Казахстана и стран-партнеров.

В работе стратегической сессии «От Шелкового до цифрового транспортного пути» принял участие вице-министр транспорта Республики Казахстан Максат Калиакпаров.

В повестку дня Форума вынесли множество вопросов, связанных с внедрением искусственного интеллекта – от этики до кибербезопасности. Были рассмотрены аспекты транспорта с точки зрения образов будущего, с использованием новых технологий.

         В экспертной сессии «Практические кейсы интеллектуальных сервисов в сфере транспорта» с докладом на тему «Искусственный интеллект в гражданской авиации» выступил директор департамента управления безопасностью полетов, качества, стратегии и соответствия стандартам Авиационной администрации Казахстана Жанат Абдугалимов.

Представитель ААК рассказал об использовании новых технологий в сфере гражданской авиации, в частности привел примеры из мирового опыта, где искусственный интеллект дает много возможностей в части прогнозирования задержек рейсов, улучшения управления топливом и выбросами топлива путем оптимизации расхода топлива, безопасности полетов (более эффективного обслуживания воздушных судов, обслуживания авиапассажиров, оптимизации маршрутов полетов, ремонта и сборки деталей, оптимизации планирования/управления пилотами и кабинным экипажем, а также позволяет улучшить прогнозирование погоды и самообслуживание в терминале.

         «Искусственный интеллект помогает прогнозировать задержки рейсов для авиакомпаний, для аэропортов для того, чтобы эффективно коммуницировать с пассажирами, то есть заранее направлять смс-уведомления через мессенджеры и электронную почту. Современные системы организации воздушного движения позволяют авиакомпаниям и авиатранспортным компаниям устанавливать оптимальные маршруты полетов. Оптимизация маршрутов также возможна по инициативе ИКАО, которая реализуется в рамках глобального аэронавигационного плана. Благодаря внедрению Концепции свободной маршрутизации полетов авиакомпании и аэронавигационные провайдеры могут более оптимально выстраивать маршруты, что эффективно сказывается не только на выполнении полетов, но и на экологии», – рассказал Ж. Абдугалимов.  Он также отметил, что вопросы регулирования применения ИИ в сфере гражданской авиации являются одними из самых актуальных. Эта тема активно обсуждается и на полях Ассамблей ИКАО, где участники отрасли предлагают разработку стандартов и рекомендуемой практики использования искусственного интеллекта в гражданской авиации, а также непосредственно подготовку кадров, экспертов будущего поколения.

Одной из лучших практик регулирования ИИ является Европейское агентство по безопасности полетов (EASA), которое выпустило вторую версию Дорожной карты 2020 года. Документ покрывает все области отрасли гражданской авиации и непосредственно регулятивное будущее применения ИИ в гражданской авиации.