Войти

Главная >
Информация касательно завершения расследования авиационного происшествия воздушного судна авиакомпании Bek Air

30/04/2022

Комитет гражданской авиации и Авиационная администрация Казахстана полагают некорректными, а также выходящими за рамки компетенции ряд высказываний директора Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Болата Наурзалиева на пресс-конференции, посвященной завершению расследования авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100 авиакомпании Bek Air.

Согласно национального законодательства и стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин события и (или) сопутствующих факторов, выработка рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в будущем и обеспечению безопасности.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

Комитет гражданской авиации и Авиационная администрация Казахстана в своей деятельности руководствуются стандартами ИКАО и национальным законодательством.

Внедрение нового подхода в управлении отраслью гражданской авиации в стране высоко оценено аудиторами ИКАО по итогам проверки, проведенной в августе 2021 года.

В настоящее время Казахстан соответствует стандартам ИКАО по обеспечению безопасности полетов на 84%, что на 15% выше среднемирового показателя.

При этом, значительного прогресса удалось достичь в области Основного авиационного законодательства, где соответствие стандартам ИКАО составило 81% (ранее 61%), Системы управления гражданской авиации -  75% (ранее 37,5 %).

Данный показатель наглядно демонстрирует признание ИКАО по внедрению новой модели управления отраслью гражданской авиации в Казахстане.

Вместе с тем, в области Расследования авиационных происшествий и инцидентов в РК зафиксирован самый низкий уровень соответствия стандартам ИКАО - 53%, что сопоставимо с показателями таких стран как Сенегал – 56%, Гамбия – 56%, Того – 56%, Ямайка – 57%, Ливан – 57 %.

Показатель Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте в данной области также является одним из низких в сравнении со странами СНГ: Россия – 86%, Кыргызстан –          82 %, Латвия – 79%, Таджикистан – 78%, Армения – 68%, Украина 64%.

Высказывания директора Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Болата Наурзалиева касательно противообледенительной обработки воздушных судов считаем несоответствующими действительности, которые вводят в заблуждение общественность по следующим причинам.

На сегодняшний день в Казахстане требования, предъявляемые к противообледенительной обработки воздушных судов,  в том числе по применению противообледенительных жидкостей регламентированы.

Вышеуказанные требования отражены в Параграфе 6 Правил технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов «Удаление снега и льда с поверхности воздушных судов» (приказ МИИР РК от 30.04.2015 г. № 551). Также в этих Правилах указано, что при удалении снежно-ледяных образований на воздушном судне руководствуются эксплуатационной документацией на производство этих работ – Руководство по летной эксплуатации воздушного судна.

При этом, отмечаем, что согласно общемировой практики для каждого типа воздушного судна имеется свое Руководство, принимаемое производителями воздушных судов, которое следует строго соблюдать.

Требования Руководства отражены в параграфе 6, пункта 204 Правил производства полетов в гражданской авиации Республики Казахстан (Приказ МИИР РК от 28.07.2017г. № 509).

Окончательное решение по применению противообледенительной обработки принимается самим эксплуатантом – командиром воздушного судна.

Справочно: Руководство по летной эксплуатации воздушного судна предоставляется производителями воздушных судов и также основывается на «Концепции чистого воздушного судна». Тем самым, у эксплуатантов воздушных судов имеются в эксплуатационной документации требования к удалению снежно-ледяных образований на воздушном судне до выполнения полета.

 

Сами стандарты (требования) к полету в условиях обледенения на земле изложены в Приложении 6 ИКАО, часть 1 – Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. Согласно пункта 4.3.5.6 Приложения «Полет, который планируется


или ожидается выполнять в предполагаемых или известных условиях обледенения на земле, начинается только в том случае, когда самолет прошел проверку на предмет обнаружения обледенения и на нем, по мере необходимости, проведены работы


по устранению/предотвращению обледенения. Наросты льда или других образующихся естественным путем загрязнений удаляются, чтобы самолет был в состоянии годности к полетам перед выполнением взлета».

Авиакомпании и поставщики услуг (аэропорты) при предоставлении услуг по противообледенительной обработке воздушных судов руководствуются глобальными стандартами SAE (SAE AS6285, AS6286), которые предъявляют требования к процедурам по противообледенительной обработке воздушных судов, квалификации персонала, осуществляющего обработку, качеству противообледенительных жидкостей и т.п.

Справочно: SAE (Society of Automotive Engineers) Общество автомобильных инженеров (Американская ассоциация автомобильных инженеров — источник технической информации и опыта, используемого в разработке, производстве, обслуживании и управлении транспортных средств для использования на земле или море, в воздухе или космосе.

 

Помимо этого, все поставщики услуг проходят ежегодный (ежесезонный) аудит со стороны обслуживаемых авиакомпаний на предмет соответствия требованиям указанных стандартов, и авиакомпании обязаны предоставлять поставщикам услуг требования к противообледенительной обработке эксплуатируемых авиакомпаниями воздушных судов, которые учитывают особенности каждого конкретного типа воздушного судна, что закреплено в договорах по наземному обслуживанию.

Относительно других заявлений органа расследования сообщаем, что отсылка на нормативно-правовые акты, согласно которым отмечается бездействие и халатность со стороны должностных лиц КГА, является некорректной информацией.

Озвученные приказы определяют основные минимальные требования к аэродромам (№ 381 от 31.03.2015г.) и порядок аэродромного обеспечения полетов в гражданской авиации Республики Казахстан (№ 978 от 07.10.2015г.), действие которых распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют эксплуатацию гражданских аэродромов на территории РК.

Согласно вышеуказанным правилам, контроль за состоянием приаэродромной территории, в частности выявление строительства и возведения несогласованных объектов относится к основным задачам аэродромного обеспечения полетов (аэродромной службы аэропортов), которые не реже двух раз в год должны обеспечивать проведение мероприятий по мониторингу (учету) препятствий, а при необходимости информировать заинтересованные государственные органы и организации.

Правила выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов (утверждены ППРК от 12.05.2011 г. № 504) регламентируют порядок выдачи разрешений на осуществление вышеуказанной деятельности юридических и физических лиц, согласно поданному ими заявлению.

 

Разрешение выдается на основании заключения постоянно действующей комиссии аэропорта, которая определяет степень влияния деятельности на безопасность полетов, но не выдает земельные участки для возведения объектов.

Так, согласно Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» принятие решений о застройке территории, решений по выбору, предоставлению земельных участков на подведомственной территории, относятся к компетенции местных исполнительных органов.

В этой связи, Министерством неоднократно, в том числе до авиакатастрофы в адрес местных исполнительных органов, направлялись уведомления по необходимости соблюдения требований законодательства при выдаче земельных участков на приаэродромной территории и необходимости принятия соответствующих мер по ранее возведенным незаконным строениям.

Следует отметить, что уполномоченным органом в сфере гражданской авиации на постоянной основе проводится работа по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы.

На сегодняшний день продолжается работа по принятию проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта», который находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК.

Законопроектом в целях установления четких требований по использованию приаэродромных территорий Законопроектом  предусматривается ряд поправок, в частности, по единообразию применяемой терминологии, порядку предоставления прав на земельные участки, расположенные на приаэродромной территории, наделению компетенцией Авиационной администрации Казахстана по выдаче разрешения на деятельность, представляющей угрозу безопасности полетов.