29/06/2020
GPIAAF сообщило, что детальное изучение средств управления полетом самолета показало неправильную установку кабельной системы управления элеронами во время технического обслуживания в Португалии.
Модификация, выполненная в соответствии с сервисным бюллетенем Embraer (SB 190-57-0038), изменила опору для прокладки кабеля в самолете. Это изменение усложнило понимание команд системой управления элеронами.
«Во время технического обслуживания система индикации двигателя и оповещения экипажа (EICAS) отображала предупреждающее сообщение: «FLT CTRL NO DISPATCH».
Это означало, что один из компонентов системы управления полетом вышел из строя. Действия по устранению неполадок со стороны поставщика технического обслуживания при поддержке изготовителя самолета длились 11 дней.
Однако в этот период не было выявлено разворот кабелей элеронов.
Также, до вылета, неправильная работа элеронов, вызванная перестановкой контрольных кабелей, не была выявлена в ходе эксплуатационных проверок самолета, — говорится в отчете.
Также португальские расследователи авиационного происшествия, отметили профессиональные действия и навыки управления самолетом экипажа казахстанского воздушного судна.
«Экипаж, понимая, что они были без эффективного управления самолетом, им удалось — при значительных усилиях — минимизировать колебательные движения, при высоких конструкционных нагрузках, задействованными во время некоторых маневров восстановления и используя скрещенные команды.
Немедленно была объявлена чрезвычайная ситуация, пытаясь диагностировать причину ненормального крена самолета, продолжая бороться за контроль над ним, не имея признаков неисправности от систем самолета, только постоянные оповещения о ненормальных полетах.
Ситуация не улучшалась, и выполненные траектории заставили самолет и людей на борту выдерживать интенсивные перегрузки, и в некоторых случаях самолет потерял контроль над собой на несколько мгновений.
Учитывая критичность ситуации, команда несколько раз запрашивала команды, чтобы иметь возможность добраться до моря.
Экипаж понимал, что элероны ведут себя беспорядочно, и поэтому любая команда для крена самолета была сведена к минимуму.
Получив некоторый контроль над ситуацией, экипаж полетел на восток и начал следовать плану полета, определенному авиадиспетчером для аварийной посадки в аэропорту.
После двух нестабилизированных заходов на посадку только при третьем заходе самолет смог безопасно приземлиться», — написано в заключении Департамента по предотвращению и расследованию авиационных происшествий Португалии.
В настоящее время авиакомпанией «Эйр Астана» уже приняты меры по многим аспектам отчета и недавно обсудила некоторые детали происшествия с Авиационной администрацией Казахстана.
Питер Гриффитс, Генеральный директор AAK сказал: «Как и в любом инциденте такого рода, мы всегда можем научиться тому, что поможет в будущем избежать подобных случаев.
Это сложный самолет, который требует значительной подготовки и понимания. Доклад является весьма всеобъемлющим, и потребуется несколько месяцев, чтобы завершить оценку содержащихся в нем рекомендаций.
Весь казахстанский национальный экипаж этого самолета проделал отличную работу, посадив самолет на землю, который был фатально испорчен. И этот отчет станет свидетельством их профессионализма и самопожертвования, готовность экипажа направить воздушное судно в Атлантический океан ради избежания жертв на земле».
К счастью, в этом не было необходимости и командир воздушного судна успешно посадил его аэропорту города Бежу. Авиационная администрация выражает признательность экипажу за профессионализм и авиакомпании «Эйр Астана» за соответствующую подготовку, которая сделала это возможным.
Напомним, 11 ноября 2018 года самолёт авиакомпании «Эйр Астана» Embraer 190 выполнял перегоночный рейс KC1388 из авиационно-технического центра Португалии в Казахстан. Во время полёта возникли технические неполадки, из-за чего экипаж принял решение совершить посадку в ближайшем аэропорту согласно процедурам безопасности. Авиалайнер благополучно приземлился в военном аэропорту города Бежа. Пассажиров на борту не было.