Войти

Главная >
ACI EUROPE обсудила ключевые вызовы для авиации Казахстана

04/10/2023

Астана, 4 октября 2023 г: Сегодня представители ACI EUROPE встретились с правительством Казахстана, Комитетом Гражданской Авиации и Авиационной Администрацией Казахстана (ААК), чтобы обсудить вопросы в области развития воздушного сообщения для дальнейшего устойчивого развития сотрудничества и поддержки экономики.

В ходе встречи с Министром транспорта Казахстана Маратом Карабаевым Генеральный директор ACI EUROPE Оливье Янковец отметил перспективность Казахстана как быстро развивающегося авиационного рынка. Это обусловлено площадью и географическим положением страны, невысокой склонностью населения к авиаперелетам1 и пока еще практически не используемым потенциалом в качестве туристического направления — все это говорит о том, что спрос на авиаперевозки будет динамично расти в течение ближайших 20 лет.

Важно отметить, что новые возможности для развития авиации возникают также на фоне изменения геополитической обстановки. Геополитические изменения привели к тому, что казахстанский авиационный рынок теперь переориентирован на потоки воздушного движения через Евразию, и местные авиакомпании активизировали свои планы по расширению.

Однако, чтобы полностью раскрыть и реализовать этот потенциал, г-н Янковец подчеркнул необходимость модернизации и дальнейшего развития аэропортов: "Конечно, это связано с физическим обновлением и современным развитием аэропортов по всей стране путем долгосрочного планирования и разработки, а также финансирования. Но важно начать с того, чтобы позволить казахстанским аэропортам возмещать затраты на предоставление своих услуг потребителям. Жесткие ограничения, которые в настоящее время накладываются на казахстанские аэропорты в отношении тарифов, которые они могут взимать с авиакомпаний, явно являются аномалией, которую необходимо срочно устранить. Эти ограничения не только не соответствуют международным стандартам и практике, в частности, МАУГ, но и означают, что аэропорты недофинансируются и вынуждены излишне полагаться на дополнительные виды деятельности. Это непродуктивно и создает риски для развития аэропортов и улучшения качества обслуживания, что будет необходимо для успешного развития казахстанского авиационного рынка."

1 Показатель склонности к полетам (авиаперевозки на душу населения) составляет 0,52 для Казахстана по сравнению с 1,53 для ЕС и 1,25 для Турции.

 

Другие вопросы, поднятые ACI EUROPE, включают в себя:

- Необходимость следования политике "Открытого неба" (Open Skies), полностью либерализующей доступ к рынку, как внутреннему, так и международному. В этом контексте представляется возможным интегрирование казахстанского авиационного рынка с Европейским союзом и расширение Единого воздушного пространства Европы. В этом направлении уже были предприняты важные шаги, включая ведущиеся переговоры о так называемом горизонтальном соглашении по авиации между Казахстаном и ЕС, как предусмотрено Усиленным соглашением о партнерстве между ЕС и Казахстаном, а также текущее сотрудничество между Казахстаном и EASA (Европейским агентством по безопасности авиации ЕС).

В будущем полноценное авиационное соглашение между Казахстаном и ЕС расширило бы путь к более тесному сотрудничеству и развитию рынка. Такое соглашение следует рассматривать как стратегический ресурс для укрепления позиций казахстанской авиации в потоках воздушного движения через Евразию.

- Возможность для Казахстана активно участвовать и поддерживать ICAO (Международную организацию гражданской авиации) в реализации своей Долгосрочной цели по аспирациям (LTAG) для международной авиации, чтобы достичь нулевых выбросов углекислого газа к 2050 году. Ключевым фактором, способствующим этому, будет разработка и использование Устойчивого авиационного топлива. Планирование этого процесса сейчас и обеспечение наличия локальных производственных возможностей и применение по конкурентоспособным ценам станут ключевым фактором успеха национальных авиационных рынков. Мы призываем Казахстан разработать собственную стратегию в этом отношении в тесном сотрудничестве с авиационным сектором и соответствующими международными организациями.